Рекомендации родителям для детей подготовительных групп.

Через год в школу!

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

  • Звук – мы слышим и произносим!
  •  Буквы мы пишем и читаем!
  • Звуки бывают гласными и согласными!

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. 

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков 6: А У О И Э Ы

Гласных букв 10: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-[йа], Ю-[йу], Е-[йэ], Ё-[йо].

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. 

Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим  глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).  На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зелёным.

Важно, чтобы ребёнок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

Учитель-логопед

Нежевцова Г.С. 

28 октября, 2024 by