Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить речь и мысли ребенка.
Вот, например, по дороге в детский сад или домой можно не только расспросить ребенка о прошедшем дне, занятиях, которые ему понравились, его удачах и неудачах, обсудить то, что ребенку интересно, но и поиграть с ним.
Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Уважаемые родители, я предлагаю вам варианты речевых игр, которые не требуют никаких игровых атрибутов, а развивающий эффект от них большой. Они способствуют развитию речи, обогащению словаря, лексико-грамматических категорий, связной речи, внимания, памяти, мышления.
Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например: кирпичный, высокий, многоэтажный (дом).
Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус), и т.д.
Взрослый называет предмет, а ребёнок этот предмет должен назвать ласково. Например, кошка – кошечка, чашка – чашечка и т.д.
Например, сорока – сороки, берёза — берёзы, машина –машины и т.д.
Например, одна машина – две машины…. – пять машин….,
один дом — два дома….- пять домов….. и т.д.
Взрослый называет несколько слов и предлагает ребёнку назвать их одним словом.
Например: помидоры, тыква, кабачок (овощи).
Банан, яблоко, груша (фрукты).
Стол, стул, диван (мебель).
Стакан, блюдце, тарелка (посуда).
Взрослый произносит три- четыре слова, а ребёнок называет лишнее и объясняет почему.
Например: Стул, стол, шапка (шапка не мебель).
Куртка, сапоги, свитер (сапоги не одежда) и т.д.
Взрослый и ребенок по очереди называют предметы круглой (квадратной, треугольной и т. п.) формы.
Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив?
Дом из кирпича – какой?
Стакан из стекла?
Крепость из снега?
Шапка из меха?
Книга из бумаги, одеяло из шерсти и т.д.
Ребенку нужно подобрать как можно больше признаков к предмету. Например, снег (какой?) – белый, пушистый, липкий, рыхлый, мокрый, блестящий…
Лиса (какая?)…, белка (какая?)…, заяц (какой?)….
Задача ребенка придумать как можно больше слов к слову. Например, кошка — мяукает, бежит, прыгает, шипит…
Машина — едет, гудит, везет грузы… и т.д.
Например, кто живет в дупле? (белка).
Кто живет в будке? (собака).
Кто живет в норе? (лиса).
Кто живет в берлоге? (медведь).
Кто живет в гнезде? (птицы).
У лисы – лисята, а у волка, собаки, свиньи, овцы…
- «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?».
Например, хвост медведя, чей хвост? (медвежий.) Ухо медведя, чье ухо? (медвежье), а у утки, у собаки, у козы, и т.д.
- «Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Хвост, крылья, перья, клюв (птица).
Крылья, хвост, кабина, мотор (самолет).
С уважением, учитель-логопед Моргунова С.А.