Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Немалая доля сюрпризов или разочарований, с которыми сталкиваются родители, построена как раз на заранее сформировавшихся представлениях о том, «какими они бывают» — мальчики и девочки. Закономерности в различиях развития и поведения мальчиков и девочек, конечно, есть. Часть из них обусловлена природными и социальными механизмами, часть является отражением многовековых стереотипов, передаваемых из поколения в поколение. Но совершенно не обязательно ваш малыш будет во всех своих проявлениях «типичным мальчиком» или «типичной девочкой».
Статистически мальчики при рождении обычно несколько крупнее девочек. Обычно они позже, чем девочки, начинают ходить (в среднем на 2-3 месяца) и медленнее осваивают речь. Но это не означает, что, если ваш старший сын начал ходить в 10 месяцев, а его младшая сестренка родилась с большим весом и делает первые самостоятельные шажки в год, то кто-то из них развивается «неправильно».
Часть различий в психике девочек и мальчиков – отображение эволюционных тенденций. У человека как биологического вида есть две задачи: первый — сохранение и передача по наследству полезных признаков, опыта, способствующего выживанию и совершенствованию; второй – развитие: приобретение и освоение нового, приспособление к меняющимся условиям, расширение среды обитания. На первую задачу больше ориентирован женский пол: он сохраняет в генетической памяти все ценные приобретения эволюции, передает их потомкам. Для поиска новых путей лучше подготовлены мужчины: они больше склонны к освоению незнакомого пространства, нетрадиционным решениям, рискованным поступкам. При этом следует помнить, что в среднем, мужчины и мальчики более ранимы (вопреки распространенному стереотипу о «толстокожести и бесчувственности» мужчин), а женщины и девочки – выносливее и обладают большей способностью к приспособлению.
Девочки часто более покладисты, спокойны, легче адаптируются в коллективе, послушнее следуют заданным родителями или воспитателями сценариям. Это способствует и тому, что в младших классах девочки, как правило, бывают лучшими ученицами – они придают большее значение аккуратности и тщательности выполнения задачи, чем оригинальности решения. Однако среди мальчиков больше случаев исключительной одаренности (как, впрочем, и обратных: разброс по «шкале условных способностей» у мальчиков больше – от самых низких до самых высоких показателей). Мышление девочек в среднем более однотипно, мальчики же больше склонны «сойти с рельсов», увидеть проблему под неожиданным углом и предложить нестандартное решение. С возрастом у мальчиков намного чаще проявляется математическая одаренность.
У девочек лучше развит вербальный (связанный с речью) интеллект, у мальчиков – зрительно-пространственный. Как правило, девочки начинают говорить раньше, их словарный запас богаче, чем у мальчиков того же возраста. Девочки также охотнее проявляют внимание к людям и социальным ситуациям, но менее склонны вдумчиво исследовать устройство предметов и проявлять настойчивость в решении стоящей перед ними задачи. В играх девочки предпочитают предметы, сосредоточенные на небольшом пространстве, располагают их более аккуратно, стремятся извлечь максимум практической пользы. Пространство, содержащее предметы, представляющие интерес для мальчиков, практически не ограничено – поэтому они раньше и больше интересуются транспортом, техникой, дальними странами… Если девочка скорее соорудит из кубиков один дом, но зато со всеми деталями, важными для жизни, и непременно населит его жильцами, то мальчик охотнее выстроит целый город со сложными транспортными коммуникациями, ограничившись весьма условным обозначением строений и предметов, и лишь в последнюю очередь задастся вопросом, нужны ли в нем жители.
Педагог-психолог: Козлова Н.А.
09.09.2021