Консультация для родителей

Маме на кухне помогаем и речь развиваем

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Развивать речевые навыки лучше в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Играя, дети не замечают того, что они учатся. Игровые действия всегда включают в себя обучающие задачи и решение этих задач является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. 

Большую часть времени мамы проводят на кухне. Они заняты повседневными вечерними делами. А ребенок крутится рядом, не зная чем заняться. 

Вашему вниманию рекомендую речевые игры, которые помогут в спокойной обстановке справиться с домашними делами и одновременно провести «забавный урок». 

1. Несколько вариантов игр на развитие грамматического строя! 

«Помощники» — упражнять детей в словообразовании, способом сложения двух слов в одно: 

-Назови одним словом прибор, с помощью которого: варят кофе, режут овощи, чистят картофель, моют посуду, выжимают сок, убирают в квартире. 

Ребѐнок: кофеварка, овощерезка, картофелечистка, посудомоечная машина, соковыжималка, пылесос. 

«Готовим вместе» — это игра развивает у ребенка навык образования относительных прилагательных от существительных. 

— Как будет называться блюдо? 

Варим кашу из манки — манная каша, из риса-рисовая каша, пюре из картофеля — картофельное пюре, колеты из мяса-; суп из курицы-, из грибов –, из лука-, из рыбы- и так далее. 

Из яблок получается яблочный сок, из груш — , из свеклы-. 

Ребѐнок образует относительные прилагательные. 

Учим предлоги: после похода в магазин раскладываем продукты сообща: куда положить овощи, фрукты, крупу, хлеб. 

— Конфеты положим в вазочку и поставим около сахарницы. Салфетки сложим в салфетницу и поставим на поднос. Порошок надо поставить в шкафчике под раковиной возле коробки…Ребѐнок выполняет поручения и объясняет свои действия. 

«Один и много» 

Взрослый называет один предмет – а ребенок много. Перечислять можно разные предметы. Например: чашка-чашки-много чашек, вилка-вилки-много вилок…

«Чего не стало» Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов 4 -7 штук, затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать чего не стало (обязательно обращать внимание на окончание в словах).

«Я внимательный» Будем называть предметы, которые видим, а еще обязательно укажем – какие они. Например: вот стол. Он деревянный. Вот кошка. Она пушистая. Вот окно – оно большое. Вот ложка – она железная.

2. Подготовка к звуковому анализу слов.

Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук С: салат, сырники, морс, суп). Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! Если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. 

Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук Ч: чашка, чайник, а затем со звуком Л – ложки, вилки, салатник. Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук Р. Если ребенок затрудняется ответить , предложите наводящие вопросы

  • Помидорррррры или капусту
  • Арррррбуз или дыню
  • Перррсики или бананы

С уважением, учитель-логопед Моргунова С.А.

15 февраля, 2024 by