Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Консультация для родителей
«Развиваем речь дома»
с детьми 6-7 лет
Воспитатель: Старовойтова Анна Сергеевна
Тюмень, 2023
«Развиваем речь у детей 6-7 лет дома»
В 6-7 лет речь ребёнка становится более связной и грамматически правильной, но большинство детей всё ещё затрудняются правильно употреблять союзы и предлоги, а также согласовывать слова.
Речевые игры для будущих первоклассников должны способствовать развитию словарного запаса ребёнка, различению звуков и букв, а также усвоению правильных грамматических конструкций.
Игры для развития словарного запаса
1.Подбери словечко
Вам понадобится: мяч.
Взрослый кидает мяч и называет ребёнку любое прилагательное. Ребёнок ловит мяч и, кидая его взрослому, называет подходящее существительное.
Родителям важно следить за тем, чтобы ребёнок правильно согласовывал слова.
2.Я знаю пять имен…
Вам понадобится: мяч.
Ребёнок, ударяя мячом об пол, говорит: «Я знаю пять имен мальчиков: Коля — раз, Паша — два….» и т. д.
Называть можно что угодно: имена, домашних животных, цветы, школьные принадлежности, предметы одежды.
3. Земля, вода, небо, огонь
Взрослый кидает ребёнку мяч и называет одно из четырёх слов — земля, вода, небо или огонь. Ребёнок ловит мяч и, возвращая его взрослому, при слове «земля» должен назвать какое-либо животное, при слове «небо» — птицу, при слове «вода» — рыбу, а при слове «огонь» должен повернуться вокруг себя.
4. Дополни предложение
Взрослый начинает предложение, а ребёнок должен его закончить.
Варианты могут быть самые разные:
Звуковые игры
1. Рифмовки
Чтобы закрепить правильное произношение звука, на логопедических занятиях используются специальные рифмовки или чистоговорки с этим звуком.
Вы тоже можете предложить ребёнку сочинить свои рифмовки на трудный для него звук.
Например, со-со-со — сломалось колесо, са-са-са — нету колеса, си-си-си — едем на такси и т. д.
2. Замени звук
Взрослый называет слово, а ребёнок должен заменить в нём первый звук на другой и назвать получившееся слово.
Как только ребёнок поймёт правило игры, можно её усложнить — вместо первого заменять последний звук.
3. Найди лишнее слово
Цель этой игры — найти лишнее слово, которое не содержит загаданный звук.
Например, среди слов «шапка», «белка», «шуба», «кошка» лишним будет слово «белка», т. к. в нём нет звука [ш]. Ребёнок должен найти его либо по картинкам, либо внимательно слушая взрослого.
4.Кто больше назовёт?
Взрослый и ребёнок соревнуются друг с другом, кто больше из них назовёт слов на заданную букву.
Игры на грамматику
1. Скажи ласково
Взрослый называет слово, а ребёнок должен подобрать его уменьшительно-ласкательную форму.
2. Животные и их детёныши
Вам понадобится: мяч.
Взрослый кидает мяч и называет любое животное, ребёнок ловит мяч и возвращает взрослому, называя при этом детёныша этого животного.
Слон — слонёнок. Медведь — медвежонок.
Лиса — лисёнок. Кошка — котёнок.
3. Кому нужны эти вещи?
Вам понадобятся: картинки с изображениями различных профессией, а также предметов и орудий труда, необходимых этим людям.
Взрослый берёт себе картинки с изображением предметов, по одной показывает ребёнку и спрашивает: «Кому нужен самолёт, швейная машина, краска и т. д.?». Ребёнок отвечает: «Самолёт нужен лётчику», забирает себе картинку и складывает под картинкой, изображающей лётчика и т. д.
4. Магазин
Вам понадобятся: картинки с изображением различных предметов, маленькие корзинки.
Взрослый и ребёнок распределяют роли продавца и покупателя. «Покупатель» приходит в магазин и описывает вещь, которая ему нужна, а «продавец» должен угадать, о чём тот говорит, и «продать» ему соответствующий товар.
— Мне нужна тёплая, вязаная… (шапка).
— Мне нужен длинный, синий… (карандаш).
— Мне нужно спелое, сочное, зелёное… (яблоко).
5. А у меня…
Вам понадобится: мяч.
Взрослый кидает мяч ребёнку и говорит: «У меня один стул / одна кошка / одно яблоко и т. д.». Ребёнок отвечает ему «А у меня пять стульев / кошек / яблок и т. д.» и кидает мяч обратно.
6. Скажи наоборот
Взрослый начинает предложение, а ребёнок должен его закончить, используя слово-антоним.
Игры на развитие связной речи
1. Хорошо или плохо
Взрослый предлагает ребёнку рассказать о том, что есть хорошего и плохого в природных явлениях.
Например, взрослый говорит: «Дождь — это плохо, потому что…», а ребёнок должен продолжить: «Нельзя погулять, можно промокнуть, на улице будут большие лужи и т. д.». Затем взрослый говорит: «Дождь — это хорошо, потому что…», а ребёнок продолжает: «Поливает все цветы и растения, смывает пыль с дороги и т. д.».
2. Загадка про друга
Ребёнок должен описать взрослому своего друга, родственника или члена семьи, а взрослый должен догадаться, о ком идёт речь.
Вариант описания: «Это мальчик. У него светлые волосы и голубые глаза. Любит играть в машинки. Живёт на пятом этаже».
3. Кот в мешке
Вам понадобятся: фигурки животных, мешочек с завязками.
Взрослый кладёт фигурку животного в мешочек, а ребёнок должен угадать, кто там находится, задавая взрослому вопросы: «Это животное большое или маленькое? Домашнее или дикое? Живёт на суше или в воде? И т. д.»
4 Отгадай предмет
Взрослый и ребёнок по очереди описывают предметы, находящиеся в комнате, а второй игрок должен отгадать, о каком предмете идёт речь.
Например: «Это большой предмет круглой формы и красного цвета. С ним любят играть дети».