Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет

Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье.

ТАБЛИЦА УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ

ЗВУКОВ РЕЧИ

В таблице приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков русского языка.

Возраст ребенка           Звуки речи

От 1 до 2 лет         А, В, Е, М, П, Б

От 2 до 3 лет         В, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н

От 3 до 4 лет         С, Ц, З

От 4 до 5 лет         Ш, Ж, Ч, Щ

От 5 до 6 лет         Л, Р

Родителям рекомендуется упражнять в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ) и сонорных (р, л), в правильном воспроизведении звукоподражаний (ку-ка-ре-ку, и–го-го), слов и несложных фраз (из двух-трех слов). Например: «Мама дай куклу» и т.д.

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов Кто? Что? Где?) и несложных фраз, состоящих из двух-трех слов («Кисонька – мурысонька, куда пошла?»)

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Учить по словесному указанию, находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

ОБОГАЩАТЬ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ

Существительными: названиями игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей и т.д.

Глаголами: обозначающими трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать); действия, противоположные по значению (открывать – закрывать, снимать – надевать, взять – положить); действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться).

Прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, холодный, горячий) и т.д.

Наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие рассказы и сказки, в начале с показом иллюстраций, а к концу года и без показа. Помогать отвечать на простейшие вопросы (что? кто? что делает?) и более сложные (во что одет? что везет? кому? какой? где? когда? куда?) Обязательно поощрять попытки детей, по собственной инициативе или по просьбе взрослого, рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

Способствовать освоению диалогической формы речи. Учить слышать и понимать заданные вопросы, отвечать на них.

К КОНЦУ 3 ГОДА ДЕТИ МОГУТ:

— иметь активный словарный запас (не менее 1000 слов);

— повторять за взрослым слово и небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание;

— ответить на понятный вопрос взрослого;

— поделиться информацией (Коля пришел), пожаловаться на неудобства (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает);

— сопровождать речью игровые и бытовые действия;

— слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения;

— пользоваться речью как средством общения со сверстниками.

ПОМНИТЕ!

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка. Для этого необходимо: 

1. Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко. 

2. Вести «параллельный разговор» — «ритуал называния», когда ребенок смотрит на предмет. 

3. Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки. 

4. Использовать прием дополнения детского высказывания.

 5. Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончание действия. 

6. Использовать прием «лесов»: взрослый начинает – ребенок продолжает. 

7. Петь песенки. 

8. Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.

9. Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие. 

10. Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь. Научите малыша рисовать пальчиками. Осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите… Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока- белобока». 

В каких случаях стоит проявить беспокойство по поводу возможных нарушений речи ребенка: 

• У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба. 

• К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова. 

• Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ. 

• Ребенок не использует в общении мимику и жесты. 

• Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя. 

• У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми. 

• В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки. Запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания. 

• Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком. 

Необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были 

— тяжелые роды,

 — асфиксия,

 — родовспоможение, 

— тяжелое протекание беременности.

С уважением, учитель – логопед Никитина А.Ю.

5 октября, 2021 by