Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье.
ТАБЛИЦА УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ
ЗВУКОВ РЕЧИ
В таблице приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков русского языка.
Возраст ребенка Звуки речи
От 1 до 2 лет А, В, Е, М, П, Б
От 2 до 3 лет В, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н
От 3 до 4 лет С, Ц, З
От 4 до 5 лет Ш, Ж, Ч, Щ
От 5 до 6 лет Л, Р
Родителям рекомендуется упражнять в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ) и сонорных (р, л), в правильном воспроизведении звукоподражаний (ку-ка-ре-ку, и–го-го), слов и несложных фраз (из двух-трех слов). Например: «Мама дай куклу» и т.д.
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов Кто? Что? Где?) и несложных фраз, состоящих из двух-трех слов («Кисонька – мурысонька, куда пошла?»)
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Учить по словесному указанию, находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
ОБОГАЩАТЬ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ
Существительными: названиями игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей и т.д.
Глаголами: обозначающими трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать); действия, противоположные по значению (открывать – закрывать, снимать – надевать, взять – положить); действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться).
Прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, холодный, горячий) и т.д.
Наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие рассказы и сказки, в начале с показом иллюстраций, а к концу года и без показа. Помогать отвечать на простейшие вопросы (что? кто? что делает?) и более сложные (во что одет? что везет? кому? какой? где? когда? куда?) Обязательно поощрять попытки детей, по собственной инициативе или по просьбе взрослого, рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
Способствовать освоению диалогической формы речи. Учить слышать и понимать заданные вопросы, отвечать на них.
К КОНЦУ 3 ГОДА ДЕТИ МОГУТ:
— иметь активный словарный запас (не менее 1000 слов);
— повторять за взрослым слово и небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание;
— ответить на понятный вопрос взрослого;
— поделиться информацией (Коля пришел), пожаловаться на неудобства (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает);
— сопровождать речью игровые и бытовые действия;
— слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения;
— пользоваться речью как средством общения со сверстниками.
ПОМНИТЕ!
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка. Для этого необходимо:
1. Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.
2. Вести «параллельный разговор» — «ритуал называния», когда ребенок смотрит на предмет.
3. Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.
4. Использовать прием дополнения детского высказывания.
5. Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончание действия.
6. Использовать прием «лесов»: взрослый начинает – ребенок продолжает.
7. Петь песенки.
8. Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.
9. Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.
10. Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь. Научите малыша рисовать пальчиками. Осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите… Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока- белобока».
В каких случаях стоит проявить беспокойство по поводу возможных нарушений речи ребенка:
• У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба.
• К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.
• Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.
• Ребенок не использует в общении мимику и жесты.
• Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.
• У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.
• В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки. Запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.
• Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.
Необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были
— тяжелые роды,
— асфиксия,
— родовспоможение,
— тяжелое протекание беременности.
С уважением, учитель – логопед Никитина А.Ю.