Рекомендации родителям молчуна

Уважаемые родители! Помните, что подражание — одно из основных средств воспитания и обучения. Если хотите обучить ребёнка выполнять какое-либо действие, выполняйте его сами на глазах у ребёнка.

В общении с ребёнком целесообразно использовать насыщенную эмоционально-волевыми интонациями побудительную форму речи: побудительные предложения стимулируют собеседника к активному действию.  Такая форма общения стимулирует развитие понимания речи, позволяет контролировать понимание им услышанной речи.

Обращайте внимание ребёнка на словесное обозначение характера различных звуков: шуршание, скрип, бульканье, звон, шелест, стук, звон, крик и т. п. Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, на улице; сопровождайте этот процесс комментарием. Стимулируйте ребёнка к произнесению простых слов, обозначающих услышанное им: шум, шаги, стук и т. д.; звукоподражательно обозначайте их. Чтобы сделать речь более понятной и интересной для ребёнка, выделяйте ключевые слова интонацией или жестами.

Во время лепки из пластичных материалов (теста, глины, пластилина) обращайте внимание ребёнка на действия и их обозначения: мнём, отщипываем, катаем, надавливаем, размазываем, скатываем, раскатываем и т. д. Спрашивайте ребёнка, что вы делаете, пока он не может ответить, отвечайте за него. Например, «Что мы делаем?» — выдерживаете небольшую паузу — «Правильно, мы мнём».

Стимулируйте ребёнка к произнесению простых слов: «да», «нет». Для этого регулярно в течение дня задавайте ребёнку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да? Да!», «Ты убрал игрушки? Нет? Нет!». При этом оставляйте паузу между вопросом и ответом, чтобы у ребёнка было время для ответного слова, однако не задавайте этих вопросов требовательным тоном, не заостряйте на них внимание; задавайте их «невзначай».

Не требуйте от ребёнка повторения сложных слов, не заставляйте несколько раз повторять ставшее доступным для ребёнка слово. Подобные действия способствуют усилению речевого негативизма ребёнка. Родители не должны на начальных этапах работы добиваться чёткого произнесения какого-либо звука, слова. Следует поощрять любое проявление речевой активности, при этом демонстрируя верный образец речи.

Для развития слухового восприятия ребёнка полезно, если иногда родители будут разговаривать с ребёнком шёпотом, играя, например, в разведчиков. Полезно чередовать «игру в поручения», давая инструкции то громкой, то шёпотной речью.

Учитель-логопед
Нежевцова Г.С.

25 мая, 2023 by