Рекомендации родителям 

по преодолению эхолалии у дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Эхолалия – это повторение некоторых слов и фраз, услышанных в чужой речи. Слова повторяются либо сразу после того, как были услышаны, либо позже.

Например, если ребенка с эхолалией спросить: «Ты хочешь сока?», он может ответить: «Хочешь сока?».

У очень маленьких детей эхолалия в некоторой степени считается вполне нормальной. Но дети с РАС используют эхолалию гораздо чаще и она может наблюдаться у них в юности и во взрослой жизни.

Причины эхолалии:
· Несформированность речевых навыков. Когда ребенок не знает что сказать, он просто копирует слова взрослого. Речевые эхо-повторения возникают у детей, которые не обладают достаточным запасом лексики, не могут спонтанно создавать фразы для ответов на вопросы.

· Непонимание лексико-грамматических конструкций. В развитии речи возможен этап, на котором ребенок понимает значения слов, но не умеет правильно составлять их в предложения. Повторение вопросов он использует для просьб. Например, озвучивает услышанное ранее; «Ты хочешь есть?», чтобы сообщить маме, что голоден.

· Переживание стресса. Новая обстановка и необходимость общаться с незнакомыми людьми могут стать причиной регресса речи у ребенка. В стрессовой ситуации эхолалия возвращается как наиболее простой способ коммуникации.

· Привычка. Иногда ребенок осознает, что повторяет фразы взрослого. Он делает это по привычке, следуя закрепленному шаблону. Причиной такого речевого поведения является несформированность навыка саморегуляции. Чтобы избавиться от симптома, необходимо указывать ребенку на неприемлемость использования эхолалий.

Эхолалия может использоваться вне социального взаимодействия:

— чтобы запомнить последовательность.

-чтобы успокоиться. Повторение обнадеживающей фразы помогает детям с аутизмом контролировать свои эмоции, расслабиться.

-Для стереотипии. Речевая стереотипия помогает справиться с рядом вещей: с концентрацией внимания, самоконтролем и улучшением настроения

Заметьте, когда ваш ребенок использует эхолалию. Это поможет распознать ее причину.

-Ребенок, использующий эхолалию перед эмоциональным срывом, вероятно, использует ее из-за сильного стресса или сенсорной перегрузки.

-Ребенок, повторяющий ваш вопрос («Ты хочешь печенье?», чтобы выразить желание съесть печенье), возможно, не понимает его значения или цели.

-Ребенок, нараспев повторяющий про себя фразу, вероятно, использует эхолалию для концентрации внимания или для своего удовольствия.

Как научить ребенка с эхолалией общаться:

1) Разговаривая с ребенком, постарайтесь оставаться спокойным и терпеливым. Если вы примете тот факт, что эхолалия помогает ребенку общаться, а не является способом раздражать людей, возможно, это позволит вам понять точку зрения ребенка.

2) Научите ребенка сценарию «Я не знаю». Ребенка с аутизмом необходимо научить фразе «Я не знаю», чтобы он мог ответить на вопрос, на который не знает ответа. Существуют свидетельства, предполагающие, что если научить ребенка отвечать «Я не знаю» на вопрос, на который он не знает ответа, он также научится использовать эту фразу должным образом.

-Попробуйте задать ребенку несколько вопросов, на которые, как вам известно, он не знает ответа. Например, спросите его: «Где твои друзья?», после чего сразу скажите: «Я не знаю». Вы можете записать вопросы заранее и каждый раз повторять с ребенком этот сценарий.

Научить ребенка сценарию «Я не знаю» можно и другим способом. Для этого понадобится два человека. Один будет задавать вопросы, а другой – отвечать на неизвестные вопросы фразой «Я не знаю».

3) Подскажите ребенку правильный ответ. Дети используют эхолалию, когда не знают, как ответить, или не могут подобрать нужные слова. При наличии сценария они будут знать, что сказать.

Будьте терпеливы. Бывают случаи, когда раздражает слышать, как повторяют концовку твоих же предложений и вопросов. Не забывайте, что благодаря этому ребенок пытается общаться. Он просто не обладает теми же навыками общения, что и вы. Полезно дать ребенку больше времени для ответа, это поможет ему расслабиться и лучше использовать свои навыки общения.

Например, спросите: «Как тебя зовут?» и дайте правильный ответ (имя ребенка). Повторяйте так до тех пор, пока ребенок не научится правильному сценарию. Повторите так со всеми вопросами с одним и тем же ответом.

Такой подход сработает лишь с вопросами, на которые ответ будет неизменным.

4) Обучите ребенка множеству других сценариев. Так ребенок сможет успешно ответить на самые простые вопросы.

5) Научите ребенка сценариям, которые будут направлены на потребности. Если ребенок с РАС не может сказать о своих нуждах, это может сильно его расстроить и огорчить, спровоцировав нежелательное поведение.

Выученные правильные ответы с помощью эхолалии помогут ребенку сказать, что он хочет, позволив вам быстро решить проблему до того, как он начнет кричать и плакать. К примерам сценариев относятся: «я хочу побыть в тишине», «я хочу есть», «слишком громко», «прошу, хватит».

Как смоделировать правильный ответ:

1.Используйте именно те слова, которые вы хотите услышать от ребенка. Пример: вы точно знаете, что ребенку не нравится играть с определенной игрушкой, но чтобы научить его выражать это словами, вы можете предложить ему игрушку и сказать «спасибо, но нет» или «не хочу».

-Когда ребенок использует нужную фразу, позаботьтесь о результате. Например, если ребенок скажет: «Пожалуйста, я хочу еще» – дайте ему еще.

Если вы повторите фразу несколько раз, а ребенок никак не отреагирует, выполните нужное действие. Ребенок начнет ассоциировать фразу с этим действием. Попозже попробуйте еще. Со временем ребенок начнет использовать эту фразу.

2.Оставьте пробел в предложении и укажите на ответ. Если вы собираетесь дать ребенку перекусить или ему пора выпить молоко, скажите: «Я хочу выпить____ (укажите на молоко и скажите «молоко»)». Или скажите: «Я хочу ____ (укажите на еду и скажите «есть»)». Со временем ребенок начнет заполнять пробелы самостоятельно

3.Вместо вопросительных предложений вам необходимо использовать утвердительные. Старайтесь избегать вопросов, вроде «Ты хочешь это?» или «Тебе нужна помощь?», так как ребенок лишь повторит этот вопрос. Вместо этого скажите то, что сказал бы ребенок.

4.Старайтесь не заканчивать фразу именем ребенка., так-как ребенок будет повторять всю фразу. Лучше говорить просто «привет», «спокойной ночи» и т.д.

5.Сделайте так, чтобы ваше обучение проходило весело и непринужденно. Обучение не должно отягощать и не должно предполагать войну интересов. Если кто-то из вас начал сильно нервничать, остановитесь и попробуйте позже.

Таким образом, чтобы речь ребенка была правильной и понятной для окружающих, родителям необходимо соблюдать все рекомендации. Также, необходимо проводить ежедневные занятия в спокойной, благоприятной обстановке. Только так, вы добьетесь хороших результатов!

10.02.2023

«Что такое эхолалия?»

(Информация для родителей)

Вы когда-нибудь слышали, как говорят попугаи? Эти удивительные птицы могут очень точно имитировать человеческую речь, но сомнительно, что они понимают смысл звуков, которые копируют. Но люди ведь так не делают, верно? На самом деле, делают. Когда дети только учатся говорить, они проходят стадию, которая называется «эхолалия». Дети повторяют то, что они слышали, хотя не понимают, что именно они говорят, часто с довольно забавным результатом!

Слово «эхолалия» происходит от двух греческих слов — «эхо», что значит «повторять», и «лалия», что значит «речь».

При типичном развитии дети полностью завершают стадию эхолалии к двум-трем годам. Тем не менее из-за задержки речи при аутизме ребенок может застрять на стадии эхолалии. В этом случае ребенок повторяет части слов, отдельные слова или целые предложения, которые он слышит, даже если он не осознает их смысла или использует неправильно. Эхолалия у детей с аутизмом может сохраняться годами.

Пожалуй, самый известный выдуманный персонаж с эхолалией — это Реймонд из «Человека дождя» в исполнении Дастина Хоффмана. Реймонд регулярно повторял ранее услышанные фразы в ситуациях, когда они были неуместны, такое явление называется «отсроченная эхолалия». Если же человек повторяет то, что он услышал только что, это называется «немедленная эхолалия».

Как немедленная эхолалия может помешать коммуникации

Немедленная эхолалия не просто может раздражать или смущать родителей или других людей в окружении ребенка с аутизмом, она может стать причиной того, что ребенка регулярно не понимают, она даже может приводить к поведенческим проблемам. Это связано с тем, что эхолалию могут ошибочно принимать за функциональную коммуникацию.

Представим, что Марта, мама аутичного мальчика Тейлора, спрашивает его: «Хочешь сока?» Тейлор повторяет за ней: «Хочешь сока». Она снова спрашивает: «Или ты хочешь молока?» Сын повторяет снова: «Хочешь молока».

Марта пытается спросить иначе: «Ты хочешь сока или молока?» На этот раз Тейлор повторяет только одно слово: «Молока». Марта с облегчением наливает ему молоко, но у Тейлора начинается истерика, потому что с самого начала он хотел сок.

В чем цель эхолалии?

Долгое время ученые считали немедленную эхолалию автоматическим, попугайским поведением, ошибочно полагая, что люди с аутизмом повторяют слова, потому что они неспособны их понять.

А отсроченную эхолалию вообще считали психотической речью, признаком отрыва от реальности. Это было связано с тем, что много лет аутизм считали детской шизофренией — психической болезнью, в нем даже обвиняли «холодных» и «отстраненных» родителей («матерей-холодильников»). Считалось, что у отсроченной эхолалии нет никаких функций, помимо самостимуляции.

Но многие родители и педагоги открывали, что это совершенно не так. Несмотря на проблемы, к которым может приводить эхолалия, и скептицизм специалистов, они верили, что их близкие и ученики могут понимать язык и эти повторения слов и фраз — это попытка ребенка вступить в коммуникацию с другим человеком.

После 1980-х годов отношение к аутизму начало стремительно меняться. Исследователи начали изучать эхолалию при аутизме, и оказалось, что педагоги и родители были совершенно правы! Ученые признали, что аутизм — это не психическое расстройство, и стало понятно, что эхолалия — это попытка мозга преодолеть свои ограничения и вступить в коммуникацию.  

Например, Синди, восьмилетняя девочка, занимается танцами со своей мамой Кэрол и братом Дарреном, которому одиннадцать лет, и он в спектре аутизма. Кэрол говорит детям: «Можно сделать перерыв и перекусить. Что вы хотите?» Синди говорит: «Хочу тако!» Кэрол спрашивает: «Даррен, а ты что хочешь?» Мальчик начинает петь: «Огурцы, салат и лук, все на булочке с кунжутом…» Кэрол смеется: «Хочешь в Макдоналдс пойти, верно?» В этой ситуации очевидно, что Даррен понял, о чем его спрашивает мама, и он использовал отсроченную эхолалию — повторение песни из рекламы — для выражения просьбы!

В конечном итоге исследования показали, что наличие эхолалии у ребенка — это очень хороший знак. Эхолалия показывает, что ребенок может произносить слова и предложения, и она связана с благоприятным прогнозом для дальнейшего развития устной речи.

Неожиданно полезная эхолалия

Исследования показали, что люди с аутизмом действительно повторяют только что сказанное другими людьми ради коммуникации. Например, человек может чувствовать, что он должен что-то сказать, и это его способ поддержать разговор, вступить в диалог. Кроме того, повторение услышанного может помогать людям в восприятии чужих слов, то есть это способ понять смысл чужой речи.

Если задуматься, то многие из нас делают то же самое. Представьте, что вы в кабинете психолога, и он говорит вам: «Что бы вам хотелось в себе изменить?» Это глубокий и сложный вопрос, и, готовясь ответить, вы повторяете вслух, возможно глядя вдаль: «Что в себе изменить… »

Мы повторяем слова и в других случаях: проговариваем вслух то, что нам нужно запомнить, например, телефонный номер. Аутичные люди тоже используют эхолалию для этих целей — для регуляции своего внутреннего состояния и для подготовки к каким-то действиям или ответу.

Мы также используем отсроченную эхолалию для регуляции и выражения эмоций. Например, когда перечитываем в сотый раз любимую книгу или начинаем напевать знакомую песню. Можно вспомнить Реймонда из «Человека дождя», который начинал повторять фразы из телевизионной комедии в стрессовой ситуации. Его поведение было непонятным и неуместным для окружающих, но оно было основано на тех же принципах.

Некоторые аутичные люди используют эхолалию для выражения согласия или продолжения коммуникации с другим человеком. Очень часто можно заметить, что такая эхолалия сопровождается позитивными коммуникативными действиями — например, ребенок смотрит в глаза, берет вас за руку или добавляет уже новые слова после эхолалии.

В старые времена логопедов учили, что нужно работать над искоренением эхолалии. Но, очевидно, если учесть всю пользу от эхолалии, это совершенно неуместный подход.

Зачем пытаться искоренить единственный способ, с помощью которого человек пытается общаться с другими людьми? Вместо этого педагоги и специалисты могут работать над развитием других, более эффективных методов коммуникации, опираясь на эхолалию, а не борясь с ней. По мере развития других речевых навыков, эхолалия сама уступит им место и пойдет на спад.

Примеры использования эхолалии для развития речи

В наше время терапевты стараются использовать эхолалию как фундамент для развития более продвинутых навыков речи.

Например, Челси, логопед Тейлора, задает ему вопрос, дает ему время, чтобы он его повторил, а затем произносит правильный ответ, ожидая, что он повторит. Она спрашивает: «Хочешь сок?» Тейлор повторяет за ней. Она предоставляет ответ: «Я хочу сок». Тейлор повторяет, и она наливает ему сок.

Используя этот подход, Челси постепенно уменьшает свою подсказку ответа, продвигаясь к тому, чтобы Тейлор просил то, что ему нужно, самостоятельно. После практики, она может сказать: «Хочешь сок?» После того, как Тейлор повторяет вопрос, она говорит только: «Я хочу…» — и Тейлор сам продолжает: «Я хочу… сок!»

Вот другой подход. Челси может задать вопрос, принять повторение Тейлора и в ответ повторить вопрос, расширяя его: «Ты хочешь сок?» Он повторяет. Челси отвечает: «О, ты хочешь сок? Хорошо, пойдем к холодильнику и возьмем его. Сок вкусный и холодный! Пойдем возьмем стакан».

Этот метод расширяет словарный запас Тейлора, чтобы ему было проще составлять в дальнейшем собственные предложения, а не просто полагаться на то, что говорят другие.

Когда Тейлор начинает говорить больше слов, его учительница, Камерон, может использовать с ним еще один подход — воспринимать слова Тейлора буквально. Камерон спрашивает: «Ты хочешь сок?» Тейлор: «Ты хочешь сок?» Камерон: «Нет, спасибо, я не хочу сок. Но, похоже, ты хочешь сок!» После этого она подсказывает Тейлору сказать: «Я хочу сок». 

 Даррен, о котором шла речь выше, все еще очень часто повторяет то, что он слышал раньше. Иногда это социально неуместно, например, когда его учительница Джанет хвалит его за правильный ответ, он выражает радость, выкрикивая фразы любимых рестлеров. Хотя это может мешать в классе, Джанет призналась Лаките, логопеду Даррена, что в глубине души она просто рада, что он делится своими чувствами. Лакита решила начать работать с Дарреном над тем, когда можно или нельзя говорить определенные фразы. Вместе с его мамой они разработали план, как учить Даррена более уместной речи, например, говорить о том, чем они сейчас занимаются.               

Заключение                                                                                                                           Эхолалия — это термин, который обозначает повторение чужой речи. Такое поведение часто присутствует у людей в спектре аутизма. Немедленная эхолалия — это повторение только что услышанной речи. Отсроченная эхолалия — это речь, которая повторяется спустя часы, дни или даже годы после того, как человек ее услышал. В эпоху, когда аутизм считали детской шизофренией, у эхолалии была плохая репутация, ее считали нежелательным симптомом и проявлением неспособности понимать речь. В наше время специалисты признают, что эхолалия — это нормальная стадия развития речи у всех людей, которая выполняет несколько важных функций. Эхолалию можно и нужно использовать как опору для дальнейшего развития устной речи.

17.02.2023

17 февраля, 2023 by