Статья для родителей № 2(продолжение)

                               «С  папой поиграю – речь развиваю»

Речевое дыхание

Многие из детей используют верхне-грудное (ключичное) дыхание, характеризующееся укороченными поверхностным дыхательными движениями. Нужно научить ребенка правильно дышать, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные звуки требуют энергичного сильного выдоха. 

Вам помогут простые дыхательные упражнения с вовлечением в работу диафрагмы: «хомячок» — пошмыгать носом (рот закрыт), «собаке жарко» — часто дышать с высунутым языком. При этих упражнениях надо чувствовать движения стенок живота. 

Поиграете в удлинённый вдох: подуйте на ватку, полоску бумаги, на лодочку с парусом, сделанную из пенопласта вместе с папой. 

Перейдите к более сложным заданиям: носом сделайте вдох — живот при этом одновременно выпячивается вперед, ртом выдох — живот вбирается в себя. Это упражнение лучше проводить в положении лежа. Чтобы было увлекательнее, папа может положить на животик ребенка не большую мягкую игрушку и сказать: «Давай покачаем мишку». Это нижне — диафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологические правильным. Плечи при вдохе поднимать не следует.

Общая мелка моторика

Точное динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает  совершенствование движений артикуляционных органов: языка, нижней челюсти. Особенно тесно связано со становлением речи развитие точных движений пальцев. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. 

Чтобы развивать мелкую моторику у детей, предлагаем папам игру с карточками, на которых малыши вначале пусть нарисуют свои любимые картинки (машина, кораблик, ракета, дом танк), еще вам пригодятся счётные палочки. А теперь — за дело! Палочка за палочкой папы со своими детьми выкладывают эти изображения на столе. Постепенно попробуйте усложнить задание. Ребенок выкладывает фигурку, а вы отгадываете, что задумала малыш, и наоборот. Это упражнение, помимо моторики, развивает фантазию. Предлагаю выкладывать фигурки на скорость, соревнуясь с мамой, бабушкой. Это весело и увлекательно. 

А ещё, играя, можно помогать маме. Например, перебирать крупу: зерна отделить от плевел и мусора. Для этого сгодится любая крупа. Главное, что папа и ребёнок заняты общим делом. Потом можно вместе приготовить вкусную кашу. 

У каждого папы есть дома ящик, в котором лежат необходимые инструменты для ремонта и работы по дому. Но у всех ли мужчин наведён порядок в этом ящике? Если нет, папы, скорей берите помощников. Дети с таким удовольствием разложат по баночкам и коробочкам все шурупы и гаечки, что вы удивитесь. Смотрите: и порядок навели, и мелкую моторику развивали, и об инструментах поговорили.

Фонематический слух

Умение ребёнка вслушиваться в слова и звуки, определять место звука в слове, различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие, подбирать слова на заданный звук обеспечивает правильную и эффективную подготовку к обучению языку. 

Советую такую игру. Папа разбирает пирамидку и предлагает ребенку собирать её, произнося при этом слова, которые, например, начинаются звуком «А» или звуком «У». Одно кольцо — одно слово. 

Еще одна замечательная игра называется «Пуговицы». 

Пригодится прозрачная бутылочка с крышкой и десять пуговиц. Придумывайте слова, которые начинаются со звука «О». На каждое слово бросайте пуговицу в бутылочку. Одновременно развивается и речь ребенка, и мелкая моторика.

«Нужная игрушка».

Папа просит ребёнка принести ему игрушки, в названиях которых есть звук «З». Когда малыш их принесёт, выберите из них те, где этот звук стоит в начале слова или в конце. Затем    придумайте вместе смешные слова, которые ничего не обозначают, но в них есть звук «З». Получается так забавно и весело, но при этом ребёнок учится слышать и выделять нужный звук. Можно использовать для этой игры разные звуки.

«Цепочка»

Папа называет любое слово, ребёнок подбирает слово на тот звук, на который заканчивается слово, сказанное папой. Потом уже папа подбирает нужное слово. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. 

В заключение хочется привести слова И.М.Карамзина: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы». 

Игра — основное и любимое занятие детей. Папы, не отказывайте ребенку в этом удовольствии. Проводя время с детьми, вы вспомните свое детство, почувствуете себя моложе и станете лучше понимать своих малышей.

С уважением, учитель — логопед Никитина А.Ю.

13 сентября, 2024 by