ХВАЛИМ ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНО.
Уважаемые родители! Сегодня поговорим о том, как правильно хвалить детей. Похвала- это очень непростое дело. Потому что может вызвать совсем не тот эффект, который вы ожидаете. Чем опасна чрезмерная похвала? Например: «Ты самый талантливый на свете», «ты самый честный», могут привести к тому, что ребенок почувствует: родители сознательно преувеличивают его заслуги, он не такой уж и талантливый и не всегда бывает честен, уж он-то сам это знает. И в результате появляется тревога. Ребенок чувствует, что «не дотягивает» до поставленной родителями высокой планки. Если он знает, что где-то не соответствует своей оценочной характеристике, он рискует сосредоточиться на своих недостатках или даже заподозрить родителей в попытке манипулирования.
Неправильная похвала может:
- Заставить ребенка сомневаться в том , кто хвалит.
- Привести к немедленному опровержению.
- Предвещать неприятности.
- Заставить ребенка сосредоточиться на своих недостатках.
- Породить тревогу или помешать активности ребенка.
- Восприниматься как манипуляция.
ПРАВИЛЬНАЯ ПОХВАЛА:
- Акцентируйте внимание на действиях и поступках ребенка, обратите внимание на детали.
- Из всего сделанного ребенком выберите то, что получилось лучше всего.
- Пользуйтесь методом описательной похвалы.
- Подведите итог: «ты хорошо потрудился», «ты можешь собой гордиться».
- Уходите от глобальной похвалы, она может навредить.
- Избегайте похвалы, которая намекает на слабости или неудачи в прошлом.
- Убедитесь, что ваш безмерный энтузиазм пересекается с желанием ребенка достичь чего-то самостоятельно.
- Если вы дали волю своей первоначальной реакции, то надо учиться дополнять ее и более глубокими наблюдениями.
- Если хотите похвалить то, что и так должно было случиться, можно сказать о своих чувствах, например «я получила особенное удовольствие от сегодняшнего семейного обеда».
- Избегайте фразы «я так и знал, что у тебя все получится». Вы не знали и не могли знать. А ребенок может почувствовать, что его усилия не приняли во внимание.
- Принимайте ошибки детей и воспринимайте их как часть процесса обучения.
- Ни при похвале, ни при критике не позволяйте себе сравнивать ребенка с кем-либо.
Педагог-психолог Козлова Н.А.