Консультация для родителей на тему: «Влияние гаджетов на детей»

Мир изменился. За последние 100 лет поменялось всё: образ жизни людей, ценности и приоритеты. Наша цивилизация стремительно развивается, появляется много нового электронного оборудования, уже сложно представить мир без компьютеров, мобильных телефонов, планшетов. Дети, с раннего возраста тянуться к ним и с удовольствием их осваивают, подражая взрослым. Поэтому, не только мне, как педагогу, но и родителям интересен вопрос о влиянии гаджетов на психику и здоровье ребенка. Данная тема очень актуальна в современном обществе.

В большинстве семьях ребёнок, как только начинает сидеть, его знакомят с экраном. Телевизор и гаджеты вытеснили бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с близкими. Экран становится основным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное», как нам кажется, занятие, вполне устраивает не только детей, но и родителей. И действительно, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации.

Однако, это занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия для физического и психического здоровья ребёнка.

По мнению окулистов и неврологов, продолжительность использования ребенком гаджета, должна быть следующей: 5 лет – не более 7 минут; 6 лет – 10 минут; 7-9 лет – 15 минут; 10-12 лет – 20 минут. 

Николай Бабель — ведущий инженер лаборатории физических факторов ГУ РЦГЭиОЗ предупреждает всех пап и мам о том, что «Дети которые с раннего возраста чрезмерно увлекаются компьютерными играми, часто подвержены новому виду заболевания – синдром видеоигровой эпилепсии. Кроме того, как у детей отмечены физические недомогания, так и  отмечено развитие негативных черт характера: мнительность, подозрительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, вспыльчивость».  

Психолог Селиверстова Н. А. утверждает, что компьютерные игры не всегда вредны, но и важны для ребенка, как и любые другие игры, но разрешать играть на компьютере следует не раньше 3-4 лет. При этом выбирать подходящие игры для ребенка: по совету психолога — «Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и с интересами ребёнка, одним детям подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические. Игры-стратегии сложные, но именно они развивают способность планировать свои действия и быть усидчивым, а также тренируют многофакторное мышление. Навыки логического мышления развивают логические игры. Аркадные игры тренируют глазомер, скорость реакции, внимание. Девиз таких игр можно выразить следующими словами: «Убей их всех!». Этот тип игр развивает моторные функции и почти не развивают познавательные. При этом они сомнительны в развитии нравственного воспитания. Любая игра — это нагрузка на детскую психику, а особенно в которой ребенок сидит в напряжении, от которой становится зависимым. Другие игры требуют не меньшей сосредоточенности. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображения и мелкие элементы. Переутомление и напряжение после таких длительных игр снять сложно. Селиверстова, как и другие специалисты,  убеждена, что необходимо контролировать время игры: «Есть такая формула, выведенная современными учеными: возраст ребенка умножают на 3, причем отдыхать потом нужно такое время, которое можно высчитать, как время проведенное за компьютером умноженное на 3. Психолог считает, что если ребенок переигрывает, то становится замкнутым, делает домашние дела быстрее, чтобы пойти играть, становится раздражительным, плохо ест, спит, устает. Родителям следует договариваться заранее о времени, и строго соблюдать договоренность, не идти на поводу у ребенка, контролировать время и показывать своим примером, что в мире есть еще много интересного.

Однако точной статистики о негативном влиянии электронных устройств на детей пока нет, потому что поколение, воспитанное на гаджетах еще не выросло, но последствия становятся всё более очевидными.
Одно из них – задержка в развитии речи. И родители и педагоги всё чаще жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, разговаривают  мало и плохо, их словарь беден. Логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада.

По данным исследований, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речи. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей этого возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Можно сказать, а при чём здесь гаджеты? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь и это должно способствовать речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?

Однако, внешняя разговорная речь – это самая малость в развитии речи, за ней скрывается  внутренняя речь. Ведь речь – это не только средство общения. Во внутренней речи совершается мышление, и воображение, и переживание, и любое представление, словом всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит и внутренней жизни) нет, человек остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. 

         Так же педагоги отмечают – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. По данным исследования Института педагогики и экологии медиа средств (Штутгарт, Германия) – это связано с экранным воздействием. Детям нужна постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана. Они не прилагают усилий для создания новых игр, придумывания сюжетов, для сочинения сказок и создания собственного игрового пространства. 

Можно выделить три проблемы, которые присутствуют у детей привязанных к гаджетам: 

Первая проблема – дыхание, а точнее нарушение ритма дыхания. Понаблюдайте за ребёнком во время игры на планшете, и вы без труда увидите, что ребёнок настолько увлечен, что даже забывает дышать. Он ждёт разрешения взять гаджет, затаив дыхание. А в процессе игры настолько увлечен и поглощен игрой, что забывает дышать, что, безусловно, вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга.

Вторая проблема,  нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Данный двигательный навык глазных мышц формируется на базовом умении управлять своим телом. В компьютерных играх используется хаотичное движение объектов,  это ни как не способствует формированию движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз. Что в последствии, затруднит процесс обучения чтению.

Третья проблема – оторванность от реального мира. Ребенок не способен решать жизненные проблемы, для него это сложно. Он привык их решать по средствам быстрого нажатия кнопки. 

Я хочу вам посоветовать, как педагог – подбирайте подходящие игры для своего ребенка и научите его четко соблюдать время пребывания в гаджете, будьте примером для своих детей. Придумайте для ребенка интересное занятие: приобщайте его к домашним делам, играйте с ним в настольные и подвижные игры, читайте книжки и просто разговаривайте. Ведь никакой гаджет не заменит радость и тепло общения с близкими людьми.

Воспитатель: Сметанина А.А.

19 октября, 2021 by